Средства ремонта тормозной системы
Пожалуй, многие автовладельцы рано или поздно сталкиваются с неполадками при торможении. Увы, порой большинством игнорируются мелкие неисправности в работе тормозов, в надежде, что все и так образуется. А это не только приводит к большим затратам на ремонт, но и может поставить под угрозу жизнь пассажиров в случае, если во время езды тормоза выйдут из строя.
Как работают тормоза?
Дисковые тормоза. Металлический ротор (или диск) фиксируется между колесом и поворотной цапфой, благодаря чему ротор вращается с той же скоростью, что и колесо. Тормозные колодки подавляют движения ротора при нажатии педали посредством трения, с целью замедлить вращение. Передние колеса большинства легковых и грузовых машин оснащены дисковыми тормозами, но многие также имеют тормоза и на задних колесах.
Колодочные тормоза. Принцип работы таких тормозов очень схож с работой дисковых тормозов, хотя и может незначительно отличаться. К колесу прикреплен полый барабан, а не сам ротор. При нажатии педали тормозная колодка давит на внутреннюю или внешнюю сторону барабана, замедляя вращение колеса. Колодочные тормоза распространены в транспортных средствах, изготовленных до 1970 годов. Сейчас их в основном ставят на задние колеса в некоторых легковых и грузовых автомобилях.
Распространенные неисправности тормозов
Неполадки в тормозной системе в основном удается локализовать на ранней стадии и исправить до того, как они станут настоящей головной болью.
Износ. Во время каждой поездки на тормозную систему идет немалая нагрузка. На тормозных колодках содержится толстый слой жесткого органического или металлического компаунда, который оказывает давление на ротор или барабан всякий раз при нажатии педали. Высокая температура и давление постепенно изнашивают колодки, и они теряют свои эксплуатационные свойства. Водители, которые допускают большой износ колодок, в конечном итоге получат поломку ротора. В конструкции некоторых колодок содержится тонкая металлическая шпонка. Когда колодка изнашивается, шпонка начинает вибрировать на уровне ротора, сигнализируя тем самым, что самое время сменить колодки. Если вы слышите скрип или скрежет, когда нажимаете на педаль тормоза, или если тормозной путь машины увеличивается, то необходимо проверить исправность тормозов. Можно минимизировать износ и продлить срок службы тормозов, следуя рекомендациям:
- Нельзя ездить на тормозах. Постоянные нажимания на педаль тормоза во время движения ведет к перегреванию тормозов и их быстрому износу.
- Тормоза испытывают большую нагрузку при сильном уклоне поверхности дороги. Чтобы основная нагрузка переключалась на двигатель, нужна пониженная передача. Хотя какую передачу включать — зависит от ситуации, то есть от качества дороги. Движение на низкой передаче по гололеду, снегу или по мокрой поверхности может привести к заносу.
- Чистые тормоза работают лучше и выделяют меньше тепла, отчего их износ становится меньше. Необходимо использовать средство для чистки колёсных дисков, с тем чтобы трение тормозов на колеса происходило нормально.
Деформированный ротор
В некоторых машинах роторы тонкие, вследствие чего они легко деформируются при перегреве и при плохой затянутости зажимных гаек, фиксирующих колеса. Если педаль тормоза колеблется или вибрирует — значит один или более роторов авто деформированы.
Во многих ситуациях ротор можно отремонтировать путем небольшого преобразования. Мастер ставит ротор на токарный станок и с помощью режущего инструмента отрезает тонкий слой с тормозной поверхности с целью получения плоской формы. В случае сильного износа ротор следует заменить на новый.
Советы по ремонту тормозов
Если вы разбираетесь в тонкостях автомобилей и не прочь попачкать руки, вы можете самостоятельно починить тормоза, сэкономив тем самым деньги. Однако большинству людей ради удобства и душевного спокойствия проще доверить авто в руки профессионалов, даже если за это придется переплачивать.
- Не стоит доводить тормоза до состояния отказа, чтобы потом наконец обратиться в автосервис. Подыщите хорошую автомастерскую при первых признаках неисправности (при желании можно и раньше). Опросите родственников, друзей, коллег, может они что-нибудь подскажут. А также попытайтесь через интернет найти информацию о магазинах по ремонту тормозов. В этом плане во многом помогут определиться отзывы клиентов.
- Срок эксплуатации т.н. "вечных" тормозных колодок может обнадеживать, но не в полной мере. Дело в том, что такие колодки стоят немного дороже обычных и изготавливаются из более твердых материалов, которые больше способствуют износу роторов. Возможно, оптимально покупать обычные колодки и периодически заменять их.
- Обратитесь к мастеру по поводу антивизговых компаундов. Эти спреи или пасты могут наноситься на спинку тормозной колодки, чтобы предотвратить писк и вибрацию.
- Убедитесь, что мастер использует динамометрический гаечный ключ (или гидропневматический гаечный ключ ударного действия) при затягивании гаек на колесе. Это позволяет избежать перезатягиваний, от которых деформируется ротор и возникают в дальнейшем проблемы с ремонтом. Если у салона по ремонту тормозов нет соответствующих инструментов в наличии, то, скорей всего, придется присмотреть другой салон.